Автомобильные перевозки. Как не быть обманутым

Сколько лет существует наше общество, столько в нем живут люди, пытающиеся добыть себе материальные блага нечестным путем. Быть обманутым в наше время для большинства людей, не побоимся этих слов, — уже норма. А быть обманутым в сфере грузоперевозок — одной из наиболее рискованных сфер не только Украины, но и других стран, — и подавно! “С чем это связано?” — спросите вы? Мы вам ответим! С одной стороны, с недостатками в законодательной базе и юридической неграмотностью людей, с другой — с ложными обещаниями бесчисленных посредников в грузоперевозках… Перевозки каких-либо грузов на большие расстояния — это всегда риск: компании-неплательщики, мошенники, не самые лучшие дороги, простая человеческая халатность — это далеко не весь список. В этой статье мы расскажем вам, как сберечь свои деньги и не поддаться уловкам мошенников, стремящихся получить максимальную выгоду путем обмана добросовестных людей. Не дадим мошенникам шанса!

Наиболее распространенные риски

Каждому из нас хотелось бы работать с адекватными, вежливыми и компетентными в своем деле людьми, поэтому зачастую мы обращаем внимание на отзывы “долго объясняли, какие нужны документы”, “диспетчер скандалил”, “хамил”. Плохое люди помнят всегда, на отзыв хороший у людей часто не находится времени, поэтому статистика отрицательных отзывов неутешительна: их, как правило, больше, чем положительных. Конечно же, подобные ситуации неприятны. Но! Давайте оценим настоящие риски! Наиболее распространенными рисками для грузовладельцев являются:
несвоевременная доставка товара;
доставка груза поврежденным;
потеря товара или его хищение.
Что касается самих перевозчиков, основным риском для них является не оплата услуг.

Сценарии обмана

И для перевозчиков, и для заказчиков вопрос сохранности груза и своевременной оплаты за услуги предельно важен. Просрочка оплаты, внезапная “пропажа” экспедиторов, потеря и хищение грузов разной стоимости посредством реализации различных мошеннических схем является прибыльным бизнесом преступных группировок. Их методы разнообразны и порой настолько изощренны, что сложно их предугадать. Сейчас мы познакомим Вас с некоторыми наиболее распространенными схемами. “Предупрежден — значит, вооружен!” — так гласит английская пословица.

Воровство груза

Сценарий 1 “Черный экспедитор”

В данной схеме зачастую водитель транспортной компании используется мошенниками “в темную” и даже не догадывается об обмане. Он приезжает своевременно в назначенное место на загрузку, отвозит груз по указанному в договоре адресу и получает расчет от “черного экспедитора”, не подозревая, что груз он привез совсем на подставной склад. Далее аферисты везут груз в никому не известном направлении, перепродают другим покупателям или сбывают на нелегальных рынках, а компания-перевозчик оказывается объявленной в розыск как соучастник преступления по воровству груза. И не всегда перевозчику удается выйти без потерь из такой ситуации, ведь, получая товарно-транспортную накладную на руки, он ставит на ней свою печать или подпись, а то, что его кто-то ввел в заблуждение, не всегда воспринимается следствием.
Чтобы не стать участником данного преступления и не запятнать репутацию компании, водителю следует быть немного внимательнее и проверять сопроводительные документы, в которых указан реальный получатель груза.

Сценарий 2 “Сговор на предприятии”

В этой схеме участвуют недобросовестные сотрудники, которые заблаговременно сливают информацию мошенникам: когда и в каком направлении будет доставляться груз. Преступники находят под груз покупателя и, зная все детали (по какому маршруту будет доставляться груз, где будет останавливаться водитель), организовывают кражу. Предотвратить такие ситуации просто: более тщательно отбирать персонал, исключая людей с отсутствием регистрации, криминальным прошлым и т.д., а также свести к минимуму число людей, владеющих полной информацией о готовящейся доставке груза.

Сценарий 3 “Грабеж в дороге”

Некоторые преступные группировки под видом сотрудников дорожной полиции или таможенника останавливают грузовик на трассе, в неосвещенном месте, и производят самый настоящий грабеж. Звучит как сказ о Соловье-разбойнике, но эта схема вполне реальна. Во избежание такой ситуации можно попросить от транспортной компании обязательное сопровождение груза или оснастить грузовик, прицеп или сам груз системами спутникового наблюдения, GPS-маячками. Также можно застраховать груз.

Проблемы с оплатой

Сценарий 1 “Обман двух фирм”

Таким опытом поделилась с нами компания “ВЕБТРАНС-ЛОГИСТИК”, имеющая достаточно большой опыт в сфере грузоперевозок. Добросовестный заказчик находит привлекательное объявление фирмы “А” о перевозке груза по довольно низкой цене и заключает договор. В связи с тем, что у фирмы “А” нет своего автопарка и она должна воспользоваться грузовиком фирмы “Б”, в договоре указано, что заказчик должен оплатить 50% сразу после отгрузки. Далее фирма “А” договаривается с фирмой “Б” о перевозке груза за довольно высокую цену. Фирма “Б”, радуясь высоким доходам, добросовестно загружает груз и требует предоплаты от фирмы “А”. А фирма “А” в это время получает свои деньги от заказчика и исчезает. В итоге, фирма “Б” без предоплаты никуда не едет, а заказчику приходится повторно переводить деньги. В результате у перевозчиков теряется доверие абсолютно ко всем экспедициям, даже порядочным. Всё это очень усложняет работу всех участников процесса. Чтобы избежать подобного обмана, не поддавайтесь соблазну низких цен и заключайте договора напрямую, без посредников.

Сценарий 2 “Фирмы-однодневки”

Самый распространенный вид мошенничества — это, конечно же, фирмы-однодневки, получающие легкие деньги путем обмана клиентов. Схема проста. Фирма с фиктивными банковскими реквизитами, юридическим адресом и множеством мобильных телефонных номеров создает видимость деятельности легальной транспортной компании и активно предлагает свои услуги в интернет-пространстве. Логисты данной компании берут деньги за услуги и пропадают. Чаще всего на эту схему попадаются клиенты, нуждающиеся в срочной доставке груза или пытающиеся сэкономить на его доставке (фирмы-однодневки ставят цены, ниже рыночных).

Директор группы компаний “Prime” Дмитрий Лёушкин разделяет виды мошенничества по пострадавшей стороне на три основных группы.

Группа1 — “Пострадавший перевозчик”

Недобросовестная экспедиция берет загрузку у заказчика, который быстро рассчитывается либо работает по предоплате, завышая фрахт (обусловленную договором или законом плату за перевозку груза), изначально не намереваясь его оплачивать. Получив оплату/предоплату, экспедиция растворяется.

Группа 2 — “Пострадавший заказчик”

В эту подгруппу попадает банальное воровство груза (со схемами воровства Вы ознакомились ранее).

Группа 3 — “Пострадавшая экспедиция”

В последнее время все чаще страдают посредники. Причина проста: их проще найти и удержать компенсацию, особенно в случаях, когда экспедиция работает “в контракте” и сумма задолженности легко позволяет заказчику вычесть цену пропавшего груза. Кстати, встречаются и случаи инсинуации со стороны заказчиков — специально подстроенная пропажа груза. Виной всему несовершенное законодательство и отсутствие работоспособных страховых механизмов.

Как не попасть на крючок к аферистам? Конечно же, воспользоваться услугами сайта Lardi-Trans, являющегося сегодня наиболее популярным транспортно-информационным порталом в Украине и обладающим обширной аудиторией в своем сегменте. Здесь зарегистрировано множество аккаунтов грузовладельцев, а также транспортных и экспедиторских компаний, собраны актуальные предложения о перевозке грузов и свободных транспортных средствах. Упорядоченный список фирм с возможностью поиска по названию или номеру телефона Вы найдете в Каталоге компаний.

Способы проверки контрагента

Итак, вы хотите перевезти груз или оказать услугу перевозки. Несмотря на то, что работники Lardi проверяют зарегистрированные компании, к выбору контрагентов нужно относиться очень осторожно. Лучше всего обратиться к компании, работающей на рынке много лет и успевшей заслужить положительную репутацию. У таких компаний, как правило, имеется свой сайт, на котором можно посмотреть всю необходимую информацию. Первое, что следует сделать — это обратить внимание на дату регистрации фирмы и попросить предоставить реквизиты и свидетельства компании. Если фирма существует длительное время и не имеет негативных отзывов в роде “задержали оплату”, “потерялись”, “не отвечают на телефонные звонки”, “некомпетентные партнеры”, то можно с ней смело работать. Если же компании меньше года, нужно работать осторожнее!
Отзывы о тех или иных компаниях и балл надежности Вы можете найти в разделе Зона надежности сайта Lardi. Балл надежности фирм рассчитывается на основе разных критериев: количества положительных и отрицательных отзывов, проверки профиля, даты регистрации на сайте и партнерства с другими компаниями. Важным критерием также является такой показатель стабильности фирмы, как неизменность её названия. Ведь зачастую, если компания меняет название, у людей начинают закрадываться подозрения.
В разделе Рейтинг компаний Вы найдете список лучших транспортных компаний в порядке убывания. Воспользовавшись фильтрами по Украине, по России, по Белоруссии, Вы сможете ознакомиться со списком лучших фирм в интересующем Вас регионе.
Бывают ситуации, когда компания достаточно молодая и еще не успела заработать положительные отзывы в интернете, а Вы хотите воспользоваться её услугами. Тогда попросите её сотрудников предоставить контакты партнеров, с которыми уже работали и выполнили все свои обязательства. Не ленитесь позвонить по указанным контактам и задать вопросы: “Работали ли Вы с этой фирмой?”, “Получена ли оплата в сроки?”, “Что можете сказать о менеджерах?”, “Планируете ли пользоваться услугами фирмы в дальнейшем?” — это в ваших интересах.
Обязательно обратите внимание на контактные телефоны: их должно быть не менее двух, включая стационарный, а номер мобильного должен всегда быть на связи. Наличие всего лишь одного номера телефона уже должно вызвать подозрения.
Для проверки сведений о деятельности юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Вы можете воспользоваться поиском в Едином государственном реестре Украины или аналогичными сервисами других государств.
Данные о руководстве тоже не окажутся лишними. Если фирма еще вчера работала в другой отрасли, а её директора менялись по 10 раз за год, то лучше воздержаться от сотрудничества с подобной организацией.
Еще одно правило! Не поддавайтесь уловкам низких цен! Иллюзию завышенной стоимости создают “левые” конторы, который за счет демпинга (специального занижения расценок) ставят цены на свои услуги гораздо ниже актуальных рыночных. Наверняка Вы слышали фразу “Платишь за бренд”? Она не случайна! В данном случае Вы платите за надежную доставку груза с соблюдением всех норм перевозки или за своевременную оплату в полном размере.

Советы юриста

Запомните правило №1 — никаких устных договоренностей! Только договора и заявки на перевозку! В договоре должны быть указаны: наименование груза и его вес, ФИО контактирующих лиц, адреса складов получателя и время их работы, схема проезда, сроки доставки, стоимость перевозки и порядок расчета. При заключении договора между сторонами на оказание транспортных услуг, обязательно запросите копии трех документов: устава, свидетельства и выписки из единого государственного реестра.
Если Вы — заказчик услуги транспортной перевозки, для прочей уверенности можете запросить копии техпаспортов машин, копии паспортов водителей, а также наличие и актуальность страхового полиса. Обязательно опломбируйте контейнер, в котором будет осуществляться перевозка, чтобы достичь более высокой безопасности.
Если Ваш груз проделывает долгий путь через границу и его ожидает таможенная проверка, начальный и конечный пункт назначения следует указать на английском языке. В этом случае не юлите — указывайте реальную стоимость груза. Подобная экономия в случае порчи или потери товара превратится в гораздо большие расходы. Все еще продолжаете сомневаться? Чтобы спать спокойно, страхуйте груз.
При оплате услуг наличными (если Вы — компания-перевозчик) требуйте 100% предоплату либо полную оплату по факту прибытия груза перед выгрузкой. Перевозчик имеет полное право (и моральное, и юридическое) задержать разгрузку в случае не оплаты.

по материалам с портала LARDI-TRANS (http://www.lardi-trans.com)
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s